Конституционный Суд РФ дал оценку значению публичных слушаний для принятия градостроительных решений

Конституционный Суд РФ определением от 31.10.2023 № 3007-О отказался рассматривать жалобы граждан, оспаривающих статьи 5.1, 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие процедуру публичных слушаний для принятия градостроительных решений.

В жалобе был поставлен вопрос о фактически рекомендательном характере результатов публичных слушаний и последующем принятии проекта планировки территории, предусматривающего изъятие земельных участков, без учета мнения собственников таких земельных участков, высказанного на публичных слушаниях.

КС РФ указал, что регламентация градостроительной деятельности имеет целью, в первую очередь, обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Постановление от 28 марта 2017 года № 10-П; определения от 25 февраля 2016 года № 242-О, от 30 июня 2020 года № 1629-О, от 9 июня 2022 года № 1454-О).

Решение об утверждении или отклонении документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Публичные слушания хотя и призваны обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, не являются формой осуществления власти населением.

Публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта (определения от 15 июля 2010 года № 931-О-О, от 22 марта 2011 года № 381-О-О и от 26 февраля 2021 года № 211-О).

Статьи 5.1, 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие процедуру публичных слушаний и порядок принятия проекта планировки территории, рассматриваемые с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивают баланс частных и публичных интересов при принятии градостроительных решений, предполагающих изъятие земельных участков у их собственников исключительно в случае наличия имеющихся объективных публичных нужд, оправдывающих необходимость такого изъятия, и реализацию права граждан на участие в осуществлении градостроительной деятельности.

Таким образом, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что данные законоположения, позволяющие не учитывать мнение собственников земельных участков, не нарушают их конституционные права, и отказал в рассмотрении жалоб.